Пандемия COVID-19 закончилась, а власти Испании до сих пор не восстановили маршруты для мигрантов-потенциальных просителей убежища в свои анклавы в Африке, считают правозащитные НПО, пишет euronews.
Ряд неправительственных организаций, которые занимаются защитой прав мигрантов, обвинили испанские власти в проведении “незаконной и дискриминационной политики” в отношении мигрантов и в частности – выходцев из стран Африки южнее Сахары.
В НПО поясняют, что с момента объявления чрезвычайного положения в марте 2020 года, границы Сеуты и Мелильи так и остаются наглухо закрытыми. Эти два испанских анклава, находящихся прямо напротив Гибралтара, в северной части африканского побережья, являются единственными сухопутными границами Евросоюза с Африкой.
Мар Сориано, юрисконсульт базирующейся в Мелилье НПО Solidary Wheels поясняет: “Доступ туда и без того ограничен для темнокожих людей: они сталкиваются с дискриминацией со стороны марокканских военных, не пускающих их к границе”.
НПО, которую представляет наш собеседник, наряду с Международной организацией по миграции (МОМ), Агентством ООН по делам беженцев (УВКБ), Human Rights Watch и Amnesty International, неоднократно призывала испанские и марокканские власти восстановить “эффективный” механизм доступа нуждающимся в убежище людям по “безопасным” маршрутам.
Это позволило бы уменьшить риски, которым подвергаются люди, пытаясь попасть туда нелегальными путями.
Призывы звучат давно, но они так и остаются без внимания, говорится в последнем докладе Комиссара Совета Европы по правам человека.
“Ряд мер, которые в рамках своей миграционной политики применили власти Испании, привели к тому, что на границе с Марокко отсутствует реальный и эффективный доступ к безопасным и законным средствам въезда и доступа к убежищу”, – говорил Дунья Миятович в апреле прошлого года.
В 2015, 2018 и 2022 годах комиссар и её предшественница на этом посту уже выражали обеспокоенность по этому поводу.
“У некоторых групп беженцев не остаётся другого эффективного способа проникнуть на границу и обратиться за защитой в соответствующие органы, кроме как отправиться вплавь или перепрыгивать через забор, рискуя жизнью”, – добавил комиссар.
Особый режим Сеуты и Мелильи времён ковида
В последнее десятилетие Сеуте и Мелилье неоднократно происходили крупные стычки полиции с нелегалами.
В начале февраля 2014 г. по меньшей мере 15 мигрантов утонули при попытке вплавь преодолеть морскую загранлинию, разделяющую Сеуту и Марокко, после того, как местная полиция начала стрельбу резиновыми пулями. Этот трагический инцидент до сих пор не до конца расследован, сетуют в Amnesty International.
Позднее, в том же месяце, более 200 человек успешно добрались до испанской территории, взяв штурмом массивное заграждение, отделяющее Сеуту от Марокко.
В августе того же года группа из 23 человек, перебравшихся через пограничный забор в Мелилье, была выслана в Марокко “без возможности попросить убежище” или “обжаловать решение о высылке”, сообщает Amnesty International.
Число случаев выдворения и попыток незаконного пересечения границы росло с каждым годом, пока летом 2021 года, в разгар дипломатического противостояния между марокканской монархией и испанским правительством, количество мигрантов, пересекающих границу Сеуты и Мелильи, не достигло рекордного уровня.
Марокканские силы безопасности ослабили пограничный контроль, в испанские города хлынул поток из более чем 8 тыс. мигрантов. Большинство из них добирались вплавь. По меньшей мере половина – была “немедленно выдворена” с территории Испании.
По словам Сориано, рост числа случаев высылки мигрантов из Сеуты и Мелильи в 2010-х годах объясняется поправками к испанскому закону об иностранцах, принятыми в 2015 году. Согласно ему, в анклавах действует “особый режим”, а пограничники наделены полномочиями оперативно выдворять людей, пытающихся незаконно пересечь границу. Цель этих мер – поддержание “общественной безопасности”.
“Процедура предоставления убежища намеренно является непрозрачной, чтобы усложнить процесс рассмотрения дел в суде. Это также означает, что официальных данных о случаях отказа в предоставлении убежища в открытом доступе нет”, – сказала она в интервью Euronews.
По словам Елены Муньос, координатора Комиссии по оказанию помощи беженцам (CEAR), проблема усугубляется тем, что Испания и Марокко не отменили запрет на пересечение мигрантами границы, установленный в рамках COVID, несмотря на обещания вновь открыть сухопутные границы с Сеутой и Мелильей.
“[Испанские власти] затягивают со сворачиванием пандемийных ограничений. Пока ситуацию не удается переломить. В любом случае, даже если эти пограничные переходы будут вновь открыты, это мало что поменяет для африканцев, проживающих к югу от Сахары: для них границы всегда были закрыты”, – сказала она в интервью Euronews.
Несмотря на многочисленные призывы Мадрид так и не стал налаживать механизм предоставления убежища, ни отказываться от “политики отталкивания и выдворения”.
Вместо этого в феврале 2023 г. Испания и Марокко объявили об “активизации” сотрудничества в области “борьбы с нелегальной миграцией” и “укрепления пограничного контроля”.
Предвзятость в расследованиях случаев полицейского насилия
Обе страны подверглись всеобщему осуждению после инцидента в Мелилье в июне 2022 году, когда около 2 000 мигрантов штурмовали пограничные заграждения. Испанских и марокканских полицейских и пограничников обвинили в чрезмерном применении силы. Они пускали слезоточивый газ, стреляли резиновыми пулями в мигрантов, что, по мнению экспертов ООН, привело к гибели как минимум к 32 человек, 77 – пропали без вести.
Испания и Марокко категорически отрицали свою вину, перекладывая ответственность друг на друга.
Под сильным давлением общественности и СМИ обе страны начали расследование. Но, по мнению независимых наблюдателей, пролить свет на события так и не удалось из-за предвзятости сторон.
Human Rights Watch и Amnesty International обвинили Мадрид и Рабат в неспособности должным образом расследовать произошедшее, “оправдании” своих сил безопасности и сокрытии фактов о полицейском насилии.
По словам Сориано, трагедия привела к изменению направлений миграционных потоков через Северную Африку.
“За последний год ни один человек не попросил убежища в Мелилье. В Сеуте были случаи проникновения, но за ними обычно следовали высылки”, – добавила она.
“Пример для других стран ЕС”
В обосновании своего подхода к миграционной политике испанские власти неоднократно ссылались на спорное решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принятое в 2020 году. Страсбургский международный суд Совета Европы постановил, что Испания не нарушила конвенцию, поскольку двое просителей убежища, о которых шла речь в данном деле, “не воспользовались существующими официальными процедурами въезда для этой цели”.
Правозащитники считают, что таким образом суд сделал действующий в испанских анклавах пропускной режим “примером для других государств на внешних границах ЕС”.
По данным Фламандской коалиции за международную солидарность, известной как “11.11.11”, в прошлом году на внешних границах Евросоюза было зафиксировано более 200 000 случаев незаконного выдворения.
По мнению Дельфины Родрик, юрисконсульта Европейского центра по конституционным правам и правам человека (ЕЦКПЧ), в настоящее время ЕС переключил своё внимание со сдерживания на экстернализацию границ. По её словам, заключив миграционные соглашения с Тунисом, Марокко, Ливией, Алжиром и Египтом, Европейская комиссия под руководством Урсулы фон дер Ляйен выделяет средства североафриканским странам на механизмы по оттеснению и выдворению мигрантов.
“В широком смысле, это показывает то, что ЕС проводит политику закрытия границ, возведения стен и недопуска людей на свою территорию любой ценой”, – Дельфина Родрик, юрисконсульт Европейского центра по конституционным правам и правам человека (ЕЦКПЧ).
Премьер-министр Испании выразил уверенность в том, что Европейский Союз сможет заключить общеевропейский иммиграционный пакт в период председательства его страны в сообществе. Педро Санчес отметил, что “Испания особенно заинтересована в этом вопросе”, добавив, что в течение шести месяцев председательства он будет стремиться устранить разногласия между европейскими странами.
Неправительственные организации, занимающиеся защитой прав мигрантов, единодушны в том, что разрабатываемое миграционное соглашение ухудшит положение просителей убежища из стран южнее Сахары.
“Цель пакта – легализовать то, что сейчас незаконно, т.е. облегчить и узаконить выдворения и высылки, которые уже проводятся, но пока тайно и без лишнего шума, поскольку на европейском и международном уровне ещё действуют запретительные нормы”, – заявил Сориано.
Оформление вида на жительство (ВНЖ) в Испании – это процесс, который требует выполнения ряда шагов и предоставления необходимых документов. В зависимости от типа ВНЖ, требования и процедура могут варьироваться, но в целом процесс проходит через несколько стандартных этапов.
Основные требования для получения ВНЖ:
-
Финансовая состоятельность: Вы должны доказать наличие достаточных средств для проживания в Испании. Для ВНЖ без права на работу требуется подтвердить доход от 26 000 евро в год на одного заявителя, плюс дополнительные средства для каждого члена семьи.
-
Медицинская страховка: Необходимо иметь частную или государственную медицинскую страховку, которая покрывает все виды лечения в Испании.
-
Отсутствие судимости: Важным требованием является наличие справки об отсутствии судимости из страны проживания.
-
Документы, подтверждающие цель пребывания: Например, для ВНЖ инвестора – это документы о покупке недвижимости или о других инвестициях.